Вернуться к обычному виду


"Управление здоровьем"

3 октября 2016 года в министерстве юстиции РФ по Белгородской области зарегистрирована автономная некоммерческая организации "Центр общей врачебной практики (семейной медицины)" - "Центр управление здоровьем" Грайворонского района Белгородской области


В Белгородской области начинается реализация проекта «Управление здоровьем», призванного изменить существующую систему здравоохранения, обеспечив 2 составляющие: усиление системы профилактической работы и модернизацию работы медицинских учреждений на первичном уровне. Но самое главное-проект направлен на формирование у белгородцев нового подхода к собственному здоровью, потребности следить за ним не от случая к случаю, а системно.

Руководство данным проектом осуществляет Губернатор Белгородской области Е.С.Савченко.

В решении общих задач сохранения здоровья белгородцев необходимо повысить роль и статус первичной медицинской помощи, так как именно на этом уровне через внедрение в практику офисов семейных врачей при должной материальной и кадровой поддержке работа по профилактике и ранней диагностике заболеваний покажет самую высокую эффективность.

Данные положения обусловили необходимость разработки проекта «Управление здоровьем».

Стратегическая цель проекта: Снижение смертности населения Белгородской области к 2025 году в 2 раза по отношению к уровню смертности 2015 года.

Результат проекта: улучшение показателей состояния здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности качественной жизни до 75 лет к концу 2019 года.

Что необходимо будет сделать в рамках проекта? Назову лишь часть пунктов.

  • в 22 муниципальных образованиях области сформировать медицинские округа
  • разработать и внедрить модель прямой оценки гражданами доверия к системе первичного звена здравоохранения
  • организовать работу 22 Центров управления здоровьем
  • в медицинских округах создать офисы семейных врачей с нагрузкой до 1500 человек обслуживаемого населения в сельской местности (к октябрю 2017 года), до 2000 человек - в городской (к маю 2018 года)
  • разработать и ввести в практику индивидуальный электронный «паспорт здоровья жителя области» в цветовой индикации для I, II, III групп здоровья
  • нормативно закрепить обязательства работодателей по реализации мероприятий, направленных на организацию ЗОЖ среди сотрудников обеспечить персональную ответственность гражданина за сохранение здоровья внедрить мониторинг здоровья каждого жителя области от рождения до ухода из жизни с индикаторами состояния и динамики здоровья
  • обеспечить устойчивые, широкополосные каналы связи, позволяющие внедрить информационно-аналитическую систему отчётности, и программу информационного обмена
Проект будет реализоваться в несколько этапов: 
  • 1 этап – май - декабрь 2016 года – подготовительный 
  • 2 этап – январь 2017 года – начало реализации проектов в пилотных районах – Грайворонский и Ракитянский 
  • 3 этап – июль 2017 года – начало реализации проектов в муниципальных образованиях области 
  • 4 этап – январь 2019 года – завершение формирования инфраструктуры первичной медико-санитарной помощи новой формации в муниципальных образованиях области. 
  • 5 этап – январь 2019 года – январь 2025 года – постпроектный.

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области совместно с администрациями МО учредит 22 юридических лица – Автономные некоммерческие организации «Центры управления здоровьем». 

Высшим коллегиальным органом управления АНО «Центр управления здоровьем» станет Совет, в состав которого войдут представители администрации МО, департамента здравоохранения и социальной защиты населения области, инвестора, главный врач ЦРБ, руководитель Центра, авторитетные врачи и представители общественности. 

Совет как высший коллегиальный орган управления ЦУЗ возглавит глава администрации. Текущее руководство деятельностью ЦУЗ будет возложено на исполнительного директора – руководителя ЦУЗ. 

В структуру административного состава АНО «Центр управления здоровьем» войдут его руководитель и заместитель, врач-педиатр, 1-2 бухгалтера и экономист, 1-2 медстатиста для информационно-аналитической работы, программист, юрист-кадровик и водитель. Численный состав будет варьироваться от 8 до 13 единиц в зависимости от числа населения, проживающего на территории муниципального образования. 

Кроме того, в состав АНО ЦУЗов войдут сотрудники офисов семейного врача, при этом мы в районе полностью сохраняем сеть ФАПов. 

В функционал АНО ЦУЗ будет входить: 

  • общая координация работы офисов семейного врача, 
  • обеспечение информационно-аналитического учета по муниципальному образованию в рамках деятельности офисов семейного врача, 
  • обеспечение ведения кадрового, финансово-экономического и правового обеспечения. 

В штат офиса семейного врача войдут 2-3 специалиста, в том числе врач, фельдшер и медицинская сестра, которые будут обслуживать до 1500 (сельская местность) - до 2000 (городская местность) человек. 

Каждый офис семейного врача будет обеспечен широкополосным доступом к Интернету, что позволит обеспечить обмен медицинской информацией (результатов скрининговых исследований, истории болезней, рентгеновских снимков, УЗИ и т.д.), даст возможность приблизить высококвалифицированную и специализированную помощь специалистов ведущих медицинских центров (в частности Областной клинической больницы) посредством телеконсультаций. Кроме того, использование телемедицины позволит повысить профессиональный уровень врачей в процессе регулярного консультирования.

Взаимодействие пациентов с другими медицинскими организациями, в том числе направление на получение плановой консультативной помощи в других медицинских организациях района и области, будет осуществляться по согласованию с семейным врачом. 

На территории района будут сформированы 13 медицинских округов с радиусом охвата населения до 1500 (в сельской местности) до 2000 (в городах). Координацию деятельности медицинских округов будет осуществлять АНО ЦУЗ. 

Одна из основных функций офисов семейного врача – это мониторинг здоровья жителей территории. На каждого жителя муниципального образования будет заведен электронный паспорт здоровья установленной формы, в котором будут отражены все параметры физического состояния здоровья, динамика показателей, рекомендации по поддержанию правильного образа жизни и отметки об их выполнении. Также в паспорте будут фиксироваться все медицинские мероприятия (медосмотры, результаты анализов, прививки и т.д.). 

Отдельно по каждому пациенту будет вестись учёт всех медицинских услуг, которые он получил в других учреждениях области и страны, их стоимость. 

Особое внимание семейный врач должен будет уделять здоровью детей: давать предписания по улучшению состояния их здоровья в семье, детсадах, учебных заведениях, учреждениях культуры и других организациях. В соответствии с планом проводить профилактические медицинские осмотры детей и подростков. 

В рамках реализации проекта планируется реализация 4 групп мероприятий:

  • Модернизация профилактической сети и взаимодействия профилактических структур. 
  • Профилактическая работа в организованных коллективах. 
  • Совершенствование работы «Школ «здоровья». 
  • Сбор данных медико-социального характера. 

В настоящее время системное управление здоровьем осуществляется тремя основными субъектами: человек, государство, здравоохранение. Со стороны государства эта функция реализуется и закреплена соответствующей статьёй Конституции РФ, которая гласит, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», бесплатное оказание которой гарантирует государство. Вместе с тем, согласно п.1 ст. 27 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Закономерность влияния образа жизни человека на его здоровье научно доказана – стало быть, нарушается принцип социальной справедливости в отношении здоровья. 

По данным результатов обследования населения области в Центре здоровья ОГКУЗ «ОЦМП» в 2015 году основными факторами риска, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: повышенное артериальное давление (40,9); стресс (33,3); ожирение (29,3); избыточный вес (28,9); низкая физическая активность (22,4); употребление алкоголя (20,5); курение (9,6); нерациональное питание (6,9). <

Таким образом, остро встаёт вопрос о необходимости повышения ответственности самих граждан за текущий уровень здоровья, возрастания доли профилактических мероприятий, в которых главную роль играет сам человек. Без личного участия самих граждан многие возможности для укрепления их здоровья и повышения их благополучия утрачиваются.

В этой связи в задачи проекта «Управление здоровьем» наряду с ответственностью семейного врача за здоровье жителей обслуживаемой территории, будет впервые введена и ответственность населения за состояние своего здоровья (несвоевременное прохождение медицинского осмотра, неисполнение рекомендаций семейного врача, злоупотребление алкоголем, курением, применением наркотиков и пр.).

В рамках проекта планируется разработка системы поддержки граждан, заботящихся о своем здоровье, а также норм административной ответственности для лиц, безответственно относящихся к нему (в частности не проходящих в установленные сроки диспансеризацию, употребляющих наркотические средства и т.д.). Особую роль в сохранении здоровья здоровых должна быть отведена работодателям, руководителям учреждений, которые имеют возможность административным ресурсом воздействовать на работника, учащегося, студента.


«ЗДОРОВЬЕ -НЕ ВСЕ, НО ВСЕ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ НИЧТО»
Сократ.

25 октября 2016 года ассоциация «Совет муниципальных образований Белгородской области» в кинотеатре «Космос» провела заседание Комитета по социальным вопросам на тему: «Реализация проекта «Управление здоровьем» на территории Белгородской области». В нем приняли участие руководители и специалисты аппаратов администрации районов и городских округов.

Вела заседание Комитета Т. А. Бочарова, исполнитель­ный директор ассоциации «Со­вет муниципальных образова­ний Белгородской области».

Открыл совещание глава администрации Грайворонского района Александр Васильевич Верзун. Он поделился с при­сутствующими своими взгля­дами на роль и значение про­екта на пути его реализации.

Александр Васильевич ска­зал следующее:

- Рад принимать вас в на­шем районе. Сегодняшняя тема очень важна, так как ка­сается всех и каждого. Поэто­му и необходимо на этой пло­щадке обменяться мнениями, глядя на проблему через при­зму агрегации опыта лучших практик на территории муни­ципальных образований Белго­родской области. И как нельзя лучше областной проект «Уп­равление здоровьем», иници­ированный губернатором об­ласти Евгением Степановичем Савченко, заслуживает этого. Напомню, что Грайворонский район, наряду с Ракитянским, был пилотным в реализации этого проекта. Именно главы администраций являются руко­водителями внедрения этого проекта в своих муниципаль­ных образованиях и непосред­ственно отвечают за его ус­пешную реализацию.

Основной задачей любого муниципалитета является раз­витие территории через ряд секторов экономического, со­циального и, в том числе, через развитие здоровой социально адаптированной личности. Нездоровому же человеку не до территориального развития. Круг его интересов сужен до собственного состояния здоро­вья. Поэтому проект «Управле­ние здоровьем», его реализация крайне важны для каждого гла­вы администрации, для местного самоуправления. Я бы назвал его краеугольным в системе при­оритетов развития территории.

Сложность реализации про­екта и состоит в том, что начи­нать ее нужно с изменения са­мого себя, своего отношения к своему здоровью, к выработке чувства ответственности за его состояние. Это сложный про­цесс, но, как сказал индийский мыслитель Джавахарлал Неру, падение маленького камня вы­зывает лавину. Сначала тебя все­рьез не воспринимают, с тобой борются, потом у тебя появля­ются союзники, и ты идешь даль­ше. Я не думаю, что у кого-то вызывает сомнение о необхо­димости проекта. Возможно, есть иные взгляды по поводу путей и подходов его решения. Но не цель, которой является повышение качества сохранения здоровья. Исходя из сказанно­го, становится ясным, что, поми­мо непосредственной врачеб­ной деятельности, для семейных врачей в равной степени важ­ной становится просветительс­кая деятельность в области про­филактики заболеваемости. Это то хорошее советское прошлое, о котором незаслуженно забы­ли. Есть и еще одна проблема в успешной реализации проекта - кадровая. Специфика рабо­ты семейного врача такова, что требует особого подхода к его обучению. Приходится пере­учиваться даже самым опытным участковым врачам. Новая си­стема медицинского обслужи­вания заработает в полную силу лет через пять. И дело тут не только в работниках здравоохранения. Речь идет о работе всего сообщества: муниципальных властей, пред­принимателей, воспитателей. Каждый должен внести свою лепту в реализацию проекта. Это очень большой пласт из­менений в жизни территорий в целом. Мы должны сфор­мировать у людей хорошую устойчивую привычку зани­маться своим здоровьем за­долго до заболевания.

Далее информацию о со­стоянии реализации проекта на территории области предоста­вила И. В. Николаева, замес­титель начальника департа­мента здравоохранения и со­циальной защиты населения -начальник управления органи­зации медицинской помощи и развития здравоохранения.

Своим опытом в решении проблем, возникающих при внедрении проекта, поделились сотрудники администраций муниципальных образований, главный врач Ракитянской ЦРБ, а также руководители Цент­ров управления здоровьем Новооскольского и Грайворон­ского районов.

Совещание прошло при активном участии присутству­ющих в обсуждении путей их решения. Были внесены ин­тересные и важные предло­жения по созданию обучаю­щих курсов для непосред­твенных участников реализа­ции проекта.

С. Томчак.

газет "Родной край" выпуск №88 от 1 ноября 2016г.